К списку статей
Следующая статья
Предыдущая статья>
Татьяна Кирсанова:

10 социальных движений, получивших Нобелевскую Премию Мира

10 социальных движений, получивших Нобелевскую Премию Мира

 

Одним из критериев успешного социального движения и его признанием на мировом уровне, безусловно, является присуждение  Нобелевской премии мира этому движению или его лидерам. Конечно, тут нужно учитывать и политические игры, а иногда и некую политическую ангажированность Нобелевского комитета (для примера, в 1939 г на Нобелевскую премию мира был выдвинут Адольф Гитлер). Но, согласитесь, более объективного критерия для того, чтобы точно назвать движение успешным трудно определить. Шумиха в СМИ, скандальность, пропаганда в условиях победившей революции или переворота, поддержка народных масс (как её измерить?), количество участников движения (всегда ли количество = качество?) - всё это спорные критерии, особенно, если Вы ведёте диалог с так скажем, приверженцем из противоположного лагеря. Но предположу, что критерий получения социальным движением Нобелевской Премии Мира, будет веским аргументом в дискурсах о успешности/неуспешности движений. 

Далее я постаралась собрать 10, на мой взгляд, наиболее интересных социальных движений - лауреатов и рассказать какие они выявили социальные проблемы и какие предложили решения этих проблем. С одной стороны, потенциальному создателю социального движения будет полезно рассмотреть эти кейсы. Но с другой, нужно понимать, что признание движения  и премия - это уже четвертый этап развития движения, и, возможно, некоторые методы или решения, продвигаемые соцдвижениями, могли уже либо как-то разрешиться в обществе, либо устареть.

№1. Антиядерное движение. Международная кампания за отмену ядерного оружия (ICAN). Нобелевская премия мира 2017 г.

Социальная проблема: повышенный риск применения ядерного оружия. Многие правительства или лидеры стран (по примеру Северной Кореи) хотят иметь ядерное оружие как защиту от американского (или западного) военных интервенций США, НАТО и др. Решение: соглашение стран членов ООН о запрещении ядерного оружия.

«Мы живем в мире, где риск применения ядерного оружия больше, чем это было в течение длительного времени. Некоторые государства модернизируют свои ядерные арсеналы, и существует реальная опасность того, что все больше стран попытаются приобрести ядерное оружие, примером чего является Северная Корея. Ядерное оружие представляет постоянную угрозу человечеству и всей жизни на земле. Посредством обязательных международных соглашений международное сообщество ранее приняло запреты на наземные мины, кассетные боеприпасы и биологическое и химическое оружие. Ядерное оружие является еще более разрушительным, но еще не стало объектом аналогичного международно-правового запрета.»

Источник https://www.nobelprize.org/prizes/peace/2017/press-release/

№2. Экофеминизм. «Зеленый пояс». Нобелевская премия мира 2004 г.

Социальная проблема: обезлесение, превращение в пустыню территорий.

Решение: выплата небольших вознаграждений бедным женщинам за нахождение саженцев и их посадку.

«Вангари Маатаи была первой африканской женщиной, получившей Нобелевскую премию мира. Она также была первой женщиной-ученым из Восточной и Центральной Африки, получившей докторскую степень (по биологии), и первой женщиной-профессором в своей родной стране Кении. Маатаи принимал активное участие в борьбе за демократию в Кении и принадлежал к оппозиции режиму Даниэля арапа мои. 

В 1977 году она начала массовое движение, направленное на борьбу с обезлесением, которое угрожало средствам существования сельского населения. Эта кампания поощряла женщин сажать деревья в их местных условиях и мыслить экологически. Так называемое движение "Зеленый пояс" распространилось на другие африканские страны и способствовало посадке более 30 миллионов деревьев".

В Кении это особенно важно не только для охраны водного режима рек и предотвращения эрозии почв, но и для обеспечения дровами сельского населения, 90 процентов которого до сих пор использует древесное топливо для приготовления пищи. И добыча дров входит в бытовые обязанности женщин. Это чисто женская проблема – где и как найти дрова для того, чтобы приготовить пищу своим детям. В 1986 году движение вышло за пределы Кении и превратилось во всеафриканскую сеть по посадке деревьев.

Источник https://www.nobelprize.org/prizes/peace/2004/maathai/facts/

 №3. Движение против ущемления прав детей и молодежи на образование в Индии. Нобелевская премия мира 2013 г.

Социальная проблема: в бедных странах дети используются как дешевая рабочая сила. Решение: законы о запрете детского труда, доступность начального образования для всех, в т.ч девочек.

«Большая часть населения мира, особенно в бедных странах, состоит из детей и молодежи. Для достижения мира во всем мире крайне важно обеспечить уважение прав детей и молодежи. Следуя традиции Махатмы Ганди, индийский активист Кайлаш Сатьярти ведет мирную борьбу, чтобы остановить эксплуатацию детей в качестве рабочей силы вместо посещения школы».

№4. Международная кампания за запрещение наземных (противопехотных) мин. Нобелевская премия мира 1997 г.

Социальная проблема: использование определенного вида вооружения приводит к тому, что на минах подрываются не солдаты, а гражданские лица, часто - дети. Решение: полный отказ всех стран от производства, продажи и использования данного вида вооружения.

Когда Джоди Уильямс изучала международную политику в 1980-х годах, она стала участвовать в работе по оказанию помощи в разоренном войной Сальвадоре. Наземные мины представляют собой постоянную угрозу для гражданского населения, и на нее возложена ответственность за предоставление искусственных конечностей детям, потерявшим руки и ноги.  

С 1991 года Джоди Уильямс была движущей силой в начале международной кампании по борьбе с наземными минами. К 1997 году, благодаря ее силе и организационному таланту, Международная кампания по запрещению наземных мин (МКЗНМ) включила в свой список 1000 организаций из 60 стран.  

Оттавская конвенция, которая была подписана 120 государствами и вступила в силу в 1999 году, всегда будет ассоциироваться с именами Джоди Уильямса и МКЗНМ. Она запретила использование, производство, продажу и складирование противопехотных мин. Кроме того, в нем содержатся положения, касающиеся разминирования и обязательства по оказанию гуманитарной помощи.

№5. Международная амнистия (Amnesty International). Нобелевская премия мира 1977 г.

Социальная проблема: пытки и плохие условия содержания заключенных (по политическим или религиозным мотивам). Решение: ознакомление широкой публики с условиями заключения, отстаивание прав заключенного, юридическая помощь в каждом конкретном случае, письма-ходатайства в различные властные институты.

«Международная амнистия», неправительственная организация в защиту прав человека, основана в Лондоне юристом Питером Бененсоном. В 50-е гг. Бененсон принимал участие в политических процессах на Кипре, в Испании, Южной Африке и Венгрии. В ноябре 1960 г., потрясенный газетным сообщением о двух португальских студентах, которые провозгласили тост за свободу и получили по семь лет тюрьмы, Бененсон решил заявить протест властям Португалии. Понимая, что сил одного человека в таком деле недостаточно, Бененсон положил начало широкомасштабной кампании писем протеста португальскому диктатору Антониу Салазару. Вскоре родилась идея познакомить широкие слои общества с положением политических заключенных в разных странах мира.

Бененсон поделился планами с известным квакером Эриком Бейкером и популярным адвокатом Луисом Блом-Купером. Совместно они разработали детали кампании «Призыв к амнистии 1961 г.», предполагавшей не только освобождение заключенных по религиозным и политическим мотивам, но и обеспечение им справедливого суда и политического убежища. Кампания началась 28 мая статьей в либеральной лондонской газете «Обсервер», редактором которой был один из друзей Бененсона.[...] 

    В ряде государств создавались аналогичные группы, а через два месяца в Люксембурге встретились представители Великобритании, Ирландии, Бельгии, Франции, США и Швейцарии, которые обсудили будущее движение. Придя к выводу, что за год успеха добиться нельзя, они решили основать постоянную организацию «М. а.», которая передавала бы дела заключенных национальным группам для рассмотрения.[...]

       Хотя «М.а.» продолжала расширяться, в ее руководстве в 1966 г. возникли разногласия. Бененсон отметил, что доклад «М.а.», осуждающий бесчеловечное обращение с арабскими пленниками англичан в Адене (ныне часть Народной  Демократической Республики Йемен), приостановлен из-за давления британского министерства иностранных дел. 

В свою очередь члены «М. а.» упрекнули Бененсона в контактах с британским правительством. Вскоре Бененсон подал в отставку, и генеральным директором был назначен Эрик Бейкер, один из основателей организации. Всего лишь за год Бейкеру удалось добиться сплочения организации. Количество групп-участниц с 410 в июне 1967 г. к концу года достигло 550. Бейкера сменил Мартин Энналс, бывший лидер Британского национального совета гражданских свобод, он возглавлял «М. а.» в течение 12 лет, когда утвердилась ее репутация самого надежного защитника прав человека во всем мире. 

       В 1972 г. «М. а.» отошла от практики защиты прав человека в каждом отдельном случае, начав кампанию против пыток и за человечное обращение с политическими заключенными. В рамках кампании было собрано более миллиона подписей под петицией о немедленном запрещении пыток во всем мире. В следующем году текст петиции был представлен Генеральной Ассамблее ООН. Много внимания «М. а.» уделяла узникам совести, людям, осужденным за национальность, язык и религию. [...]

      Деятельность «М. а.» ведут небольшие группы людей, которые выбирают узника, переписываются с ним и направляют  ходатайства о его освобождении правительству. В настоящее время более 3400 таких групп ведут работу в 55 странах. 

Вместе с сочувствующими численность «М. а.» достигает полумиллиона. Работу местных групп координирует администрация в Лондоне, где исследовательское отделение рассматривает дела заключенных. После того как обстоятельства дела скрупулезно изучены, сведения передаются на места для организации защиты. Для соблюдения объективности группы не ведут защиты узников в собственной стране. 

     В 1984 г. «М. а.» развернула международную кампанию за ликвидацию пыток как средства государственной политики. 

В докладе «Пытки в восьмидесятых» (1984) анализируются условия их применения, перечисляются данные о пытках или бесчеловечном обращении с узниками в 98 странах; предлагаются меры предупреждения беззаконий. Помимо прямого вмешательства, «М. а.» проводит общественные кампании, пресс-конференции, выпускает информационные бюллетени, поддерживает различные программы ознакомления общественности с мероприятиями по защите прав человека. »

         Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: М -Я: Пер. с англ.—М.: Прогресс, 1992. с.41-44

№6. Нансеновская международная организация по делам беженцев (НМОДБ). Нобелевская премия мира 1938 г.

Социальная проблема: многочисленные беженцы от ужасов войны по всей Европе без документов, бесправие и незащищенность. Решение: Нансен начал от своего имени документы, "удостоверения личности", которые признавались всеми государствами.

« Нансеновская международная организация по делам беженцев (НМОДБ) родилась как продолжательница работы Верховной комиссии Лиги Наций по делам беженцев. Комиссия была создана в 1921 г. под руководством норвежского исследователя Фритьофа Нансена. Авторитет Нансена в разных странах мира, его организационные способности и научный склад ума, гуманизм, особенно ярко выраженный после знакомства с ужасами первой мировой войны, сыграли огромную роль в организации помощи беженцам. 

Нансен горячо поддержал идею Лиги Наций и стал в ней первым представителем Норвегии. Осуществленная им репатриация 500 тыс. военнопленных, застрявших в России, явилась первым заметным успехом Лиги. Нансен стремился также облегчить участь русских эмигрантов, бежавших от революции 1917 г., смягчить последствия голода 1921 г. в Советской России, он сумел провести обмен беженцами между Грецией и Турцией после войны 1922 г. Другой серьезной проблемой Комиссии по делам беженцев стали распри между турками и армянским меньшинством. 

Поскольку многие беженцы происходили из стран, переставших существовать после мировой войны, паспорта у них отсутствовали, эти люди скитались из страны в страну без каких-либо надежд на репатриацию или приют. В 1922 г. Нансен решил эту проблему путем международного признания особых удостоверений личности, так называемых «нансеновских паспортов». Постепенно эти документы были признаны в 52 странах. [...] 

    Перемещение жителей не решало, однако, проблем само по себе. Власти часто настороженно относились к беженцам, которые фактически исключались из экономической жизни страны. Нансеновская организация помогала беженцам с большей уверенностью противостоять повседневным трудностям. Представительства этого учреждения в крупнейших государствах играли роль консульств для обладателей «нансеновских паспортов». Из своих скромных средств НМОДБ даже выплачивала нуждающимся пособия. Основной источник финансирования составили 250 тыс. норвежских крон, полученные от Ф. Нансена. К 1938 г. помощь была оказана 800 тыс. беженцев. Немалую роль учреждение сыграло в принятии 14 странами Конвенции 1933 г. о беженцах. [...]

       В своей Нобелевской лекции он рассказал об истории учреждения и его работе. Хансон отметил, что, приступая к работе в 1920 г., Нансен был уверен, что с проблемой беженцев удастся справиться за 10 лет. Однако, пояснил Хансон, мировой экономический кризис начала 30-х гг. ударил по беженцам больнее всего»

         Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: М -Я: Пер. с англ.—М.: Прогресс, 1992. с.143-144

№7. Международная организация труда International Labor Organization. Нобелевская премия мира 1969 г.

Социальная проблема: чудовищные условия труда рабочих, без стандартов и низкая оплата труда. Решение: принятие новых социальных стандартов властями и предпринимателями на международном уровне.

«Международная организация труда (МОТ) была создана в Париже 13-й статьей Версальского договора в 1919 г. В качестве автономной организации при Лиге Наций МОТ ставила своей целью улучшение условий труда, повышение жизненного уровня, обеспечение экономической и социальной стабильности во всем мире. 

МОТ возникла как детище европейского социального реформизма Х1Х в. и окрепшего рабочего движения. Уже в 1864 г.‚ с основанием 1 Интернационала в Лондоне, рабочие лидеры призвали к международным усилиям для улучшения условий труда. Результатом ряда рабочих конференций в Европе в 1890-х гг. стало основание в 1900 г. Международной ассоциации рабочего законодательства, предшественницы МОТ, которая собрала и опубликовала законы о труде разных стран. В конце первой мировой войны европейские и американские профсоюзы, влияние которых неуклонно росло в предвоенные годы, потребовали права голоса при заключении мира. Им удалось добиться решения Парижской мирной конференции о создании Международной комиссии по рабочему законодательству, в ее рамках профсоюзы участвовали в переговорах. [...] 

      Необычайной—и до сих пор уникальной во всемирных организациях—была триединая структура МОТ: рабочие и предприниматели имели равное с правительством влияние на политику. Представители всех стран (по четыре от каждой страны —два от правительства, по одному от рабочих и предпринимателей) собирались на ежегодную конференцию МОТ.[...]

      Основная задача конференции сводилась к принятию трудовых стандартов, именуемых конвенциями или рекомендациями, которые должны были составить Международный кодекс труда. Конвенции обязывали учитывать их требования в национальном законодательстве, рекомендации такой силы не имели. Необычная система влияния, практиковавшаяся в МОТ, включала комитет экспертов, которые рассматривали претензии к законоположениям стран. Результаты затем поступали на рассмотрение международной конференции. С 1919 г. было принято 159 конвенций и 169 рекомендаций. Первые конвенции, часто именуемые Великой хартией рабочего класса, касались девяти пунктов, среди них были право на справедливую оплату труда, 8-часовой рабочий день или 40-часовая рабочая неделя, равная оплата за равный труд мужчин и женщин, запрещение детского труда. В последующих конвенциях МОТ призывала к запрещению принудительного труда и дискриминации при трудоустройстве, к определению социальных гарантий, установлению минимального уровня зарплаты и норм техники безопасности, защите прав рабочих-иммигрантов. [...]

    Улучшению условий труда и отношений между рабочими и предпринимателями, социальной безопасности, развитию профессиональной и управленческой подготовки был посвящен план МОТ на 1982—1987 гг. Все большую озабоченность МОТ в эти годы вызывали вопросы сельскохозяйственного развития, неполная занятость городских рабочих, проблемы женского труда, миграции рабочих и новых технологий.»

         Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: М -Я: Пер. с англ.—М.: Прогресс, 1992. с.44-46

№8.  Орден милосердия мать Терезы. Нобелевская премия мира 1979 г.

Социальная проблема: В беднейших развивающихся странах нет социальной поддержки и помощи больным, инвалидам, женщинам, детям, старикам. Решение: организация сети пунктов помощи обездоленным с привлечением средств благотворителей с элементами религиозного служения.

 «Агнес училась в государственной школе, пела в церковном хоре. В выборе профессии на нее повлияли контакты с Братством благословенной Девы Марии -организацией, помогающей бедным из различных странах. Однажды услышав, как священник ее прихода читает письма от миссионеров из Индии, Агнес заинтересовалась деятельностью бенгельской миссии. [...] Окончив среднюю школу Агнес вступила в ирландский орден сестер Лорето, имевший миссию в Индии. Год она провела в дублинском аббатстве Лорето, изучая английский язык, . 6 января 1929 г. отплыла в Калькутту. По окончании срока послушничества Агнес стала преподавать историю и географию в школе св. Марии, за это время она успела выучить хинди и бенгальский язык. Агнес избрала себе монашеское имя Тереза[...] 

    Монастырь Лорето позволял вести уединенный образ жизни, однако находился он вблизи калькуттских трущоб. Во время поездки в приют Дарджилинга в 1946 г. Т. ощутила «призыв», смысл которого ей был ясен, как она вспоминала позже: «Я должна была покинуть монастырь и жить среди бедных, помогая им». Через два года Т. получила от архиепископа Калькуттского разрешение работать за пределами монастыря. Она стала носить белое сари с голубой каймой и распятием, приколотым на плече. Тогда же Т. получила индийское гражданство. После интенсивного трехмесячного обучения на курсах американских медицинских сестер в Патне Т. открыла школу в трущобах Моти Джила. В 1950 г. она получила разрешение Ватикана на создание новой конгрегации—ордена милосердия. [...]

    Встревоженная чудовищными условиями жизни в трущобах, Т. стала помогать старикам, больным и сиротам. Для брошенных на улице стариков ею в 1954 г. был основан Дом умирающих. К этому времени число ее добровольных помощников дошло до 26. Только самые преданные могли выдержать строгий режим конгрегации: обязательную ежедневную молитву в четыре часа утра, отсутствие имущества, кроме одной смены одежды, рацион беднейшего населения и 16- часовую работу среди бедных. 

     Известность Т. постепенно росла, и приток пожертвований увеличивался, вскоре она открыла приют для брошенных детей, лепрозорий, дом престарелых и мастерскую для безработных. Медпункты при железнодорожных станциях оказывали бесплатную медицинскую помощь, предоставляли приют для женщин и детей. Проработав 10 лет в Калькутте, Т. получила разрешение открывать миссии в других местах. [...] Как Нобелевский лауреат Т. приняла на себя ряд международных поручений. В 1982 г. она посетила Ливан по просьбе папы Иоанна Павла 11 как эмиссар мира. хотя до тех пор избегала политической деятельности. В 1985 г. Т. выступала на Генеральной Ассамблее ООН по случаю 40-летия организации. Накануне рождества 1985 г. она совместно с архиепископом Нью-Йоркским открыла в Нью-Йорке первый церковный приют для больных СПИДом. По просьбе Т. трое умирающих от СПИДа были освобождены из тюрьмы и помещены в новый приют. В 1988—- 1989 гг. орден милосердия учредил свои отделения в Москве. Ереване, Спитаке. 

    Многие критиковали позицию Т. в отношении абортов и других методов контроля за рождаемостью. Точка зрения по данному вопросу была изложена ею в Нобелевской лекции: «Я вижу величайшую угрозу миру в абортах, поскольку они представляют собой настоящую войну, убийство, осуществляемое матерью». Т. осуждает феминизм, особенно в Индии, призывая женщин строить крепкие семьи, предоставляя «мужчинам делать то, к чему они лучше приспособлены».

         Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: М -Я: Пер. с англ.—М.: Прогресс, 1992. с.483-484

№9. Движение за права иммигрантов. Лаура Джейн Аддамс. Нобелевская премия мира 1931 г.

Социальная проблема: проживание на окраинах, в гетто иммигрантов, бескультурье, нищета, криминал. Решение: окультуривание и включение данного сообщества в жизнь социума, материальная и нематериальная помощь.

«Лаура Джейн Аддамс- одна из первых деятелей американского социального реформизма, пацифистка, основатель Халл-хауса [...]В 1877 г. А. поступает в Рокфордскую женскую школу, готовившую женщин для миссионерской работы. А. окончила школу с отличием в 1881 г., а годом позже получила степень бакалавра. В конце 1881 г. она поступила в женский медицинский колледж (Филадельфия), но из-за слабого здоровья смогла проучиться лишь несколько месяцев. [...]

В 1883 г. А. вместе со своей подругой Эллен Гейтс Старр отправилась в Европу. Они посетили Тойнби-холл, приют в лондонском Ист-Энде, который обслуживала группа студентов Оксфордского университета. Воодушевленные их работой, А. И Старр вернулись в США, решив найти место, где «они могли бы научиться жизни у самой жизни». Поиски привели их в 19-й квартал Чикаго, район бедняков, населенный иммигрантами. В сентябре 1889 г. подруги перебираются в дом Чарлза Халла и организуют там эксперимент, который привлек внимание виднейших реформистов будущего. 

       В течение нескольких лет в Халл-хаусе были организованы детские ясли, библиотека, гимнастический зал, переплетная мастерская, коммунальная кухня, художественная студия, музей труда, а также пансион для молодых работниц. Здесь разместились десятки клубов, группа художников, музыкальная школа и даже труппа артистов. Жители квартала могли брать уроки английского языка, кулинарии, шитья и литературы. 

      Многие тысячи обитателей трущоб посещали Халл-хаус в разное время. Благодаря поддержке состоятельных чикагских филантропов возможности Халл- хауса значительно возросли; он насчитывал теперь тринадцать зданий.Но благотворительная деятельность меценатов в ряде случаев сдерживалась попытками А. политическими методами улучшить жизнь бедняков.[...] 

     Под давлением Халл-хауса был создан и первый в стране суд по делам несовершеннолетних (1889). А. использовала свое влияние для разработки законодательства о детском и женском труде, обязательном посещении школы и технике безопасности в промышленности. Как и другие образованные женщины, она занялась лоббизмом, собирая данные, ведя статистику и воздействуя на общественное мнение.  Твердо убежденная, что «моральные силы женщин» должны выражаться в голосовании, А. принимала участие в чикагской кампании суфражисток 1907 г., с 1911 по 1914 г. она являлась вице-президентом Американской ассоциации за избирательное право женщин, присутствовала на съезде Международного союза женского избирательного права в Будапеште. По мнению А., природа наделила женщин всем необходимым для участия в жизни общества, и, получив гражданские права, женщины могли бы внести в решение социальных проблем гораздо больший вклад. [...] 

     А. считала, что политика пассивного сопротивления, пропагандируемая Махатмой Ганди, сама по себе не гарантирует мира, сохранить который может только организованное давление на правительство.[...]

    Усилия А. по улучшению условий жизни на городских окраинах породили новую профессию - социального  сотрудника. Стремясь искоренить вражду между людьми, А. осталась пацифисткой, несмотря на сильнейшее давление в годы мировой войны. Военная истерия и травля красных не помешали ей последовательно выступать в защиту личных гражданских прав. Несомненной заслугой А. являются попытки влиять на правительства в пользу диалога и разоружения»

         Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: А—Л: Пер. с англ.—М.: Прогресс, 1992. с.3-5 

№10. Движение за гражданские права темнокожих в США, Мартин Лютер Кинг. Нобелевская премия мира 1964 г.

Социальна проблема: ущемление гражданских прав разных рас, расовая сегрегация. Решение: отстаивание своих прав ненасильственными методами: бойкот и гражданское неповиновение.

«Американский священник и борец за гражданские права Мартин (первоначально Майкл) Лютер Кинг родился в Атланте ( штат Джорджия), в семье пастора баптистской церкви [..]Обучаясь в начальной школе Дэвида Т. Говарда и средней школе Букера Т. Уошингтона, К. значительно опередил сверстников, т. к. прошел программу самостоятельно. В 1944 г.‚ не окончив средней школы, он сдал экзамены и поступил в колледж Морхауса для цветных в Атланте. Тогда же он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения (НАПЦН). [...]

В Монтгомери К. организовал комитеты социальных действий, собирал средства для НАПЦН, входя в состав местного исполнительного комитета этой ассоциации. 

После инцидента с Розой Паркс (швея была арестована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру) в декабре 1955 г. в Монтгомери создается Ассоциация совершенствования, и Кинг становится ее президентом. Сохраняя сомнения в отношении оправданности бойкота цветным населением автобусного транспорта Монтгомери, К. колебался, должен ли он принять этот пост, и согласился[...] Под руководством К. негритянская община бойкотировала транспорт Монтгомери 382 дня. В ноябре 1956 г. Верховный суд США признал закон о сегрегации в Алабаме неконституционным. В декабре черные и белые впервые пользовались автобусами совместно. К. приобрел общенациональную известность, в феврале 1957 г. его портрет появился на обложке журнала «Тайм». 

Движение за гражданские права середины ХХ в., к которому примкнул К.‚ уходило корнями еще в предвоенные годы. НАПЦН и Конгресс расового равенства, такие рабочие лидеры, как А. Филип Рэндолф, предприняли ряд шагов в пользу равноправия негров. Кульминацией их достижений стал процесс 1954 г. «Браун против совета по делам образования и опеки». Верховный суд положил конец сегрегации в сфере образования, постановив, что раздельное обучение белых и черных порождает неравенство и.следовательно, противоречит 14-й поправке к Конституции США. 

Уникальный вклад К. в дело прав человека сделала возможным его приверженность принципам христианской философии. Примером для себя К. считал деятельность Махатмы Ганди, лидера движения пассивного сопротивления, благодаря которому Индия освободилась от британского господства.[...]

Бойкот в Монтгомери, во время которого дом К. был взорван, а сам он арестован, сделал его героем негритянской общины США. В январе 1957 г. негритянские лидеры юга создали союз церковных организаций за гражданские права под названием «Конференция руководства христиан юга» (КРХЮ), где К. был избран президентом. В это же время К.‚ признанный защитник прав цветного населения, написал книгу`«Шаг к свободе. Рассказ о Монтгомери». [...]

В марте—апреле 1963 г. К. возглавил массовые демонстрации в Бирмингеме (штат Алабама) против сегрегации на производстве и в быту, одним из лозунгов было создание комитетов граждан различных рас. Полиция разгоняла демонстрантов ( среди которых было много детей) с помощью собак, водометов и дубинок. За нарушения запрета на демонстрации К. был арестован на 5 дней. В это время он написал «Письмо из бирмингемской тюрьмы» белым религиозным деятелям города, которые упрекали его за «неблагоразумные и несвоевременные действия». «На самом деле время не имеет никакого значения,—писал К.— Прогресс человечества отнюдь не катится на колесах неизбежности. Он наступает вследствие неустанных усилий людей, творящих Божью волю, без которых время становится союзником сил застоя в обществе». Несмотря на периодические вспышки, напряженность в Бирмингеме смягчилась, когда белые и черные лидеры достигли соглашения о десегрегации. 

В 1963 г. К. совместно со своим заместителем Ральфом Эбернати, основателем Конгресса расового равенства Байярдом Рустином и другими лидерами организовал крупнейшую в истории США демонстрацию за гражданские права. 28 августа около 250 тыс. белых и черных собралось в Вашингтоне, когда в конгрессе США обсуждалось законодательство о гражданских правах. В тот же день негритянские лидеры совещались с президентом Джоном Ф. Кеннеди. Позже на ступенях Мемориала Линкольна К. произнес речь, в которой выразилась вера в братство людей; речь стала широко известна под названием «У меня есть мечта»— эти слова звучат в тексте речи рефреном."

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: А—Л: Пер. с англ.—М.: Прогресс, 1992. с.543- 546